“Лужковский стиль” в архитектуре: 5 знаменитых московских зданий

Запись от:admin Опубликовано:Дек 10,2019

Сегодня ушел из жизни Юрий Лужков. Он занимал пост мэра Москвы 18 лет: за это время облик города значительно изменился, а в архитектуре даже появился термин “лужковский стиль”. Рассказываем, что это.

АрхитектураЕкатерина Карпухина, 5 часов назадhttps://www.admagazine.ruAD MagazineЕкатерина Карпухина

Юрий Лужков не считал себя специалистом в области архитектуры, в одном из интервью он даже отметил, что “всегда слушал экспертов и никогда не навязывал свою точку зрения”. Тем не менее у бывшего мэра были достаточно конкретные предпочтения, которые и легли в основу “лужковского стиля”.

У этого неологизма много синонимов: “лужковская архитектура”, “московский стиль 90-х”, “лужковский постмодернизм”. Но под этим всегда подразумевается одно: это здание с излишним декором, в котором смешиваются элементы разных стилей, порой неуместные и даже нелепые. Сам мэр называл это “российской эклектикой”.

Пять признаков лужковского стиля:

1. Излишний декор на фасаде: башенки, балясины, карнизы, колонны.

2. Большое количество стекла: не только на фасаде, но и на крыше.

3. Смешение стилей из разных эпох как протест против советского модерна.

4. Китч. “Архитектура строилась как некая оппозиция официальному холодному брежневскому стилю. Вместо этого Юрий Михайлович желал видеть Москву празднично-пряничную, отчасти сказочную, игровую” (искусствовед и архитектурный критик Григорий Ревзин).

5. Недорогие материалы. Зачастую для отделки выбирали дешевый керамогранит.

Пять зданий в “лужковском стиле”
“Белый лебедь” на Чистых прудах (1998)

Многофункциональный комплекс “Белый лебедь” разместился на месте старого ресторана индийской кухни “Джалтаранг” по проекту Ю. Шевердяева. Если старая постройка из стекла выглядела легкой и изящной, то новая массивная конструкция не совсем гармонично вписалась в ландшафт чистопрудного бульвара. Мощное здание с асимметричным фасадом, украшенным ордером, разделило улицу на две половины и сделало озеро визуально меньше.

Фонтан-ротонда “Пушкин и Натали” (1999)

Фонтан установили на Никитской площади не случайно: неподалеку раньше жила семья Натальи Гончаровой. Сооружение представляет собой ротонду с колоннами из серого мрамора и золотистым куполом, внутри которой находятся скульптуры Пушкина и Гончаровой. С некоторых ракурсов фигуры почти не видно, поэтому фонтан часто критиковали за его непропорциональность. Архитектор Михаил Белов так описывал свой проект: “Это единственный объект в мире, у которого есть вертикальная точка схода: там раструбы колонн и купол соединяются в перспективе. Ни у Борромини, ни у Палладио такого не было! Я хотел сделать нечто среднее между античным храмом и псковским грибом-боровиком, который чудесным образом вылез из земли (что для меня и есть Пушкин). Без всякого юмора, с пиететом. И мне кажется, он врос, этот гриб, и держит площадь, стал ее винтиком. При этом все утилитарно: всего лишь пешеходный переход, а одновременно еще и фонтан”.

Дом-яйцо в Басманном районе (2000–2002)

Дом в виде яйца Фаберже — один из самых известных примеров архитектуры лужковского периода. Здание построили в 2000–2002 годах по проекту мастерской Сергея Ткаченко, галериста Марата Гельмана и группы “Обледенение архитекторов”. Это четырехэтажное сооружение площадью 342 м² вмещает в себя две спальни с балконами, две кухни, столовую, гостиную, сауну и большую мансарду с потолками, покрытыми художественной росписью в духе Ренессанса. Кроме того, здесь есть лифт и подземный гараж. Фасад здания отделан керамической плиткой, а медная крыша оборудована системой от наледи. Кстати, сейчас дом продают за 406 миллионов рублей.

Жилой дом “Патриарх” на Патриарших прудах (1997–2002)

Еще один проект Сергея Ткаченко — жилой дом, вмещающий всего 28 квартир. Здание украшают собственный герб, 12 скульптур, выполненных с притязанием на античность, а также два удивительных сооружения на крыше: витая башня и конструкция, напоминающая “шапку из взбитых сливок”.

Центр оперного пения Галины Вишневской на Остоженке (2002)

Центр оперного пения Галины Вишневской спроектировал архитектор Михаила Посохин-младший. Он постарался избежать образа сталинского комплекса, поэтому добавил эркеры, которые решил подчеркнуть ордером. Не обошлось и без другого смешения стилей: на колоннаде можно увидеть как дорические капители, так и коринфские.

Фото: instagram


admin

Нет описания. Пожалуйста, обновите свой профиль.