195 лет Малому театру: 10 главных фактов

Запись от:admin Опубликовано:Окт 26,2019

26 октября 2019 года зданию Малого театра, который находится по правую руку от Большого, исполняется 195 лет. Театр занял особняк на Театральной площади в 1824 году, и с тех самых пор “дом Островского” принимает зрителей. Мы собрали 10 фактов, которые имеют отношение к его истории.

ИнтерьерТатьяна Филиппова, 25 Октября 2019https://www.admagazine.ruAD MagazineТатьяна Филиппова1. Здание, в котором находится Малый театр, первоначально принадлежало купцу Василию Васильевичу Варгину.

Текстильный фабрикант и первый монополист России нажил свои миллионы на казенном подряде: Варгин поставлял сукно для русской армии и за время войны 1812 года разбогател настолько, что купил несколько участков на Петровской (ныне Театральной) площади, где построил себе дом с большим концертным залом.


Здание Малого театра. 1948 год.

Вскоре его звезда закатилась: новый военный министр нашел в его деятельности злоупотребления, купец долго судился, был посажен в Алексеевский равелин и лишен всего своего состояния. Подняться он смог лишь много лет спустя. Дом на Театральной площади Дирекция императорских театров в 1924 году арендовала у Варгина, а спустя десять лет выкупила за смешную сумму. Купец получил в лучшем случае четверть того, что этот дом ему стоил, причем не сразу, а в рассрочку.


2. Слово “малый” вначале не писали с заглавной буквы: оно означало всего лишь размеры здания.

До 1824 года балетно-оперная и драматическая труппы Императорского Московского театра были единым целым: балеты давали в большом здании, а трагедии и комедии — в малом. Но и после раздела один и тот же артист мог играть и в одном, и в другом здании: театры соединял подземный ход, которым пользовались не только актеры, но и бутафоры с декорациями и костюмами. Есть легенда, что через него из Большого театра ушел Ленин, когда его должны были арестовать.


Здание Малого театра. 3 июня 1941 года.3. Ансамбль Театральной площади был создан Осипом Ивановичем Бове, главным архитектором послепожарной Москвы.

Здание Малого театра — единственная часть этого ансамбля, сохранившая первоначальный облик. Но с некоторыми изменениями. По замыслу Бове, в нижней части здания должны были располагаться открытые торговые галереи. Это делало его более легким, особенно рядом с монументальным Большим театром.


Вид зрительного зала со сцены.4. Малый театр начали называть “домом Островского” еще при жизни драматурга.

Создание памятника, без которого сегодня фасад здания трудно себе представить, растянулось на 43 года. Причина, как всегда бывает в России, в том, что представители общественности, ратовавшие за его установку, долго не могли между собой договориться. Потом началась Первая мировая война, революция, гражданская… К мысли о том, что надо бы поставить “русскому Шекспиру” памятник, вернулись только в 1923 году.


Торжественное заседание, посвященное 125-летнему юбилею ГАМТ. 27 октября 1949 года.

Зрительный зал театра. 27 октября 1949 года.

Бронзовую фигуру драматурга Александра Николаевича Островского, удобно расположившегося в кресле и погруженного в глубокие раздумья, выполнил скульптор Николай Андреев. Постамент был поручен Федору Шехтелю, но он умер, не дождавшись, пока из Финляндии привезут гранит. Его работу продолжил Иван Машков, и в 1929 году памятник наконец открыли.


Щепкинское фойе.5. Зрительный зал Малого театра — один из лучших в Москве.

Нынешний зал был создан Константином Тоном (архитектором Большого Кремлевского дворца). Тот зал, в который зрители приходили в 1820-х и 1830-х годах, был вытянут вдоль нынешнего Театрального проезда параллельно гостинице “Метрополь”, то есть располагался перпендикулярно современному.

В 1840 году Константин Тон перестроил театр, расположив на пустом дворе новый зрительный зал и сцену, которые сохранили свой размер и форму до сегодняшнего дня.


6. Малый театр стоит на берегу реки Неглинки, забранной в подземную трубу.

Театр почти двести лет страдает от вольного характера московской речки. В дореволюционной московской прессе несколько раз обсуждалась возможность переезд театра в другое помещение. В 1890 году городской голова и двоюродный брат Станиславского Николай Алексеев настаивал на этом, указывая на бедственное положение фундамента театра, подточенного рекой.

Сваи, на которых он стоит, меняли, но долго они не выдерживали. Первый основательный ремонт в театре был проведен в 1919 году, следующие — в 1926-м и в 1948-м, затем в 1990-м. Но такой масштабной реконструкции, как в 2012–2016 годах, не было никогда. За четыре года в здании укрепили стены и фундамент, сменили всю инженерию и перестелили крышу.


7. Роскошные интерьеры Малого театра — это не столько русский ампир, сколько взгляд на него большого архитектора сталинской эпохи.

Авторы проекта реконструкции 2012–2016 годов оказались перед сложным выбором: какой год определить в качестве образца — 1896-й, 1919-й, 1948-й? Документов, фиксирующих облик театра в более ранние годы, в архивах нет, они сгорели при пожаре в Большом театре в 1853 году. Архитектор Александр Петрович Великанов, руководивший реставрационными работами в 1948 году, практически заново создал все — от конструкций, поддерживающих ложи и ярусы, до мебели и люстр.


Фрагмент росписи.

Проект гримировального столика.

Работа была проведена огромная, от первоначального архитектурного оформления остались лишь колонны, картуш и золотая резьба по дереву центральной ложи в бельэтаже и двух портальных боковых лож. В результате “первоисточником” решили считать именно вариант Великанова как более привычный современному зрителю.


Эскиз плафона в зрительном зале.

Проект бра для литерной ложи.8. Сцена Малого театра в два с половиной раза превышает объем зрительного зала, хотя из зала кажется, что она меньше.

При последнем ремонте заменили поворотный круг и всю театральную механику, не открывая крыши. В Малом есть поверье, что делать это ни в коем случае нельзя, потому что улетят души тех, кто здесь работал. “Нам пришлось переделать конструкторскую документацию, чтобы выполнить просьбу актеров, — говорит директор театра Тамара Михайлова. — Это было непросто, но мы ее выполнили”.


9. Любое слово, произнесенное на сцене шепотом, слышно даже на галерке.

Эта особенность зала Малого театра сохранилась и после реконструкции 1948 года. Советские реставраторы оставили нетронутыми деревянную акустическую деку потолка и деревянное перекрытие над зрительным залом, а также глиняные пустотелые вазы, замурованные в стены. Сейчас в театре акустика ничуть не хуже. На своем месте и колокольня над сценой — своеобразная визитная карточка театра. Актерам удалось спасти колокола в 30-е годы, когда прошла массовая волна сноса церквей. С тех пор они используются для шумового оформления спектаклей.


10. Заветы великого актера Малого театра Михаила Семеновича Щепкина стали основой системы Станиславского.

В обновленном Щепкинском фойе Малого театра висит портрет Михаила Щепкина работы Репина. В октябре 1917 года в здание ворвались красноармейцы и, не зная, кто изображен на портрете, искололи его штыком. А ведь должны были отнестись к нему с почтением и нежность, как к социально близкому. Михаил Семенович Щепкин был крепостным и, уже став знаменитым на всю Россию артистом, долго не мог получить вольную. Заветы Щепкина помогли Станиславскому создать его актерскую систему. Так что не зря сюда, к этому портрету, приводят экскурсантов и напоминают им одну из фраз Щепкина: “Нет маленьких ролей, а есть маленькие артисты”.


Фото: архив пресс-службы


admin

Нет описания. Пожалуйста, обновите свой профиль.