Как женщины покоряли архитектурный мир: история с XIX века до наших дней

Запись от:admin Опубликовано:Мар 7,2020

Женщины, которые не словом, а делом доказали, что они ­вовсе не слабый пол.

АрхитектураЕкатерина Карпухина, 6 Марта 2020https://www.admagazine.ruAD MagazineЕкатерина Карпухина

Архитектура интересовала женщин всегда: еще в XVI веке Катрин Брисонне в одиночку руководила строительством французского замка Шенонсо, пока ее муж Том Бойе был на войне. На стенах фасада даже сохранилась вырезанная надпись-девиз S’il vient à point, me souviendra (“Если удастся построить Шенонсо, меня будут помнить”).

Но все-таки женщин-архитекторов помнят неохотно: едва ли можно перечислить десять действительно громких имен. За всю историю попасть в ряды признанных ­профессионалов удалось немногим: сейчас среди сорока двух притцкеровских лауреатов всего четыре женщины — ­Заха Хадид, Кадзуё Сэдзима и объявленные в этом году Ивон Фарелл и Шелли Макнамара.


Торгово-развлекательный комплекс Galaxy Soho в Пекине по проекту Захи Хадид.Первые квалифицированные ­женщины-архитекторы

В конце XIX века женщины начали поступать в технические университеты и получать лицензии архитектора. Но высшее образование не гарантировало успешную карьеру. София Хейден Беннетт, первая женщина, окончившая Массачусетский технологический институт в 1890 году, реализовала за всю свою жизнь лишь один проект. Из‑за гендерной дискриминации она так и не смогла найти работу по профессии и была вынуждена устроиться учителем черчения в школу.


Культурный центр The Shed в Нью-Йорке по проекту бюро Diller Scofidio + Renfro (Элизабет Диллер и Рикардо Скофидио).

Чуть больше повезло Марион Махони Гриффин, получившей одной из первых в США лицензию архитектора. В 1895 году она устроилась помощницей к Фрэнку Ллойду Райту и проработала с ним более четырнадцати лет, однако оставаясь в тени. Она проектировала здания и мебель, создавала удивительные витражи и панно, а также рисовала акварельные изображения, которые, вероятно, составили почти половину эскизного портфолио Райта. Кроме того, Махони была одной из родоначальниц школы прерий.


Павильон гале­реи Serpentine по проекту Кадзуё Сэдзимы и Рюэ Нисидзавы в 2009 году.

Казалось бы, женщины получили возможность заниматься любимым делом, но это была иллюзия — до признания их талантов было еще далеко. Например, Баухаус, самая прогрессивная архитектурная школа того времени, в 1919 году начала открыто принимать в программу квалифицирован­ных женщин, однако при поступлении преподаватели настоятельно рекомендовали им выбирать женские ремесла. Так девушки, мечтавшие стать скульпторами, архитекторами, художниками, оказывались у ткацкого станка.

Иконы архитектуры

Французскому архитектору Эйлин Грей удалось не только без профильного образования спроектировать одну из икон модернистской архитектуры — виллу Е-1027, но и обогнать Ле Корбюзье, придумав раньше него мебель из гнутых металлических трубок.


Отреставрированная вилла Е-1027 по про­екту Эйлин Грей в на­стоящее время.

Грей изучала изобразительное искусство в лондонской школе Slade, производила мебель, оформляла интерьеры, а строительством занялась лишь в сорок шесть лет, когда встретила архитектора Жана Бадовичи. В начале 1920 года она купила участок земли в Рокбрюн-Кап-Мартен и ­наняла только двух рабочих. Проведя три года в сложных тектонических расчетах и изуче­нии направления ветра и динамики солнечного освещения, Грей завершила свой проект и подарила виллу со всей мебелью своему возлюбленному, зашифровав в названии Е-1027 их имена. Архитектура Эйлин Грей значительно опережала время: соседей внешний вид виллы смешил, потому что напоминал им океанский лайнер.


Художественный музей Сан-Паулу по проекту Лины Бо Барди.

С такой же ситуацией спустя двадцать лет столкнулась и бразильский архитектор-модернист Лина Бо Барди. Ее новаторский дизайн часто шокировал публику: в 1950-м она построила для себя Glass House — первый дом со стеклянными стенами, а позже по этому же принципу — Художественный музей Сан-Паулу с панорамными окнами.

Труды Лины Бо Барди и Эйлин Грей признали не сразу, зато сейчас их здания по-прежнему выглядят современными. Но главное – своим примером они доказали, что в архитектуре есть место женщинам и оно не в тени мужчины.


Павильон галереи Serpentine по проекту Фриды Эско­­бедо в 2018 году.Феномен Захи Хадид и женщины XXI века

Архитектор иранского происхождения Заха Хадид во всем была первой: она стала первой женщиной, получившей Притцкеровскую премию и Королевскую золотую медаль RIBA. Построив десятки знаковых сооружений по всему миру, от комплекса Galaxy Soho в Пекине до бизнес-центра Dominion в Москве, она положила начало новому витку в развитии архитектуры.


Дом во Франции по проекту Studio Odile Decq.

Японка Кадзуё Сэдзима становится первой женщиной-­куратором Венецианской архитектурной биеннале и получает вместе со своим партнером по бюро Притцкеровскую премию. Мексиканка Фрида Эскобедо оказывается самым молодым приглашенным архитектором, спроектировавшим павильон Serpentine. А журнал Time включает Джинну Ганг и Элизабет Диллер в списки “100 самых влиятельных людей”. Кажется, что мир старается наверстать упущенное время и попросить прощения у тех, кто так и остался ­непризнанным.


Небоскреб Aqua Tower в Чикаго по проекту Джинны Ганг.

Однако даже в XXI веке есть место гендерной дискриминации: по данным журнала Architectural Review за 2016 год, 40 % женщин указали, что получали бы больше, будь они мужчинами, а только 15 % считают, что строительная индустрия полностью воспринимает авторитет женщин.

Женщины в истории архитектуры
1890

Софья Хейден Беннетт стала первой женщиной, отучившейся на архитектора в Массачусетском технологическом институте.

1898

Этель Мэри Чарльз становится первой женщиной, принятой в Королевский инсти­­тут британских архитекторов.

1905

В Санкт-Петербурге ­появляются Высшие женские поли­техни­ческие курсы с ар­хи­тектурным, инженерно-строитель­ным и химическим отделениями.

1929

Людвиг Мис ван дер Роэ и Лилли Райх проектируют павильон Германии на Всемирной выставке в Барселоне.

1951

Джейн Дрю вместе с Ле Кор­бюзье, Пьером Жаннере и командой архитекторов начинают строить Чандигарх.

1996

Одиль Декк и Бенуа Корнетт получают на биен­нале в Венеции “Золотого льва” за вклад в развитие мировой архитектуры.

1998

Architects’ Journal запускает премию имени Джейн Дрю, которую вручают женщинам-­архитекторам, демонстрирующим ин­новационность, разно­обра­зие и открытость в архитектуре.

2004

Заха Хадид становится первой женщиной, получившей Притцкеровскую премию.

2010

Архитекторы Кадзуё Сэдзима и Рюэ Нисидзава из бюро SANAA получают Притц­ке­ровскую пре­мию.

2013

Джулия Морган, первая женщина, принятая на архитектурный факультет в Парижскую национальную высшую школу изящных искусств, посмертно получает премию AIA Gold Medal.

2018

Фрида Эскобедо строит па­вильон Serpentine и становится самым молодым пригла­шенным архитектором.

Архитектор Элизабет Диллер названа одним из самых влиятельных людей 2018 года по ­версии жур­нала Time.

2019

Джинна Ганг стала самым влиятельным архитекто­ром 2019 го­да по версии журнала Time.

Grafton Architects получают высшую архитектурную награду Великобритании, золотую медаль RIBA, а в марте 2020 года становятся лауреатами Притцкеровской премии.

Фото: Gettyimages.com; Legion-media; Shutterstock/fotodom; Roland Halbe; Iwan Baan; Serpentine Gallery pavilion; Brigitte Lacombe; Carlos Torres; Diomedia


admin

Нет описания. Пожалуйста, обновите свой профиль.