История стиля: что такое Де Стейл

Запись от:admin Опубликовано:Авг 28,2019

Голландский художественный эксперимент, родившийся из любви к абстракции и поисков универсального стиля.

ДизайнКсения Ощепкова, 7 часов назадhttps://www.admagazine.ruAD MagazineКсения Ощепкова

Среди авангардистов начала XX века не было просто художников, просто дизайнеров и просто архитекторов. За творчеством каждого из них стояла непростая философия, целью которой было объяснить и изменить удивительный новый мир. Показательной для этого времени является история художественного движения Де Стейл, которое объединило идеализм и функционализм, эстетический аскетизм и универсальный подход к искусству, архитектуре и дизайну.


Художник Пит Мондриан.

Одним из важных факторов появления Де Стейл стала Первая мировая война и изоляция Голландии, которая сохранила нейтралитет и оказалась отрезана от мира на несколько лет. Творческая богема, в том числе художник-абстракционист Пит Мондриан, ненадолго приехавший в 1914 году из Парижа, искала способы выразить себя в условиях культурной изоляции. В художественной колонии в Ларене Мондриан познакомился с художником, писателем и философом Тео ван Дусбургом, и к 1917 они собрали вокруг себя кружок единомышленников. В 1917 году вышел первый выпуск журнала De Stijl, давшего название всему движению.


Обложка журнала De Stijl.

Если бы группа Де Стейл (по голландски — "стиль") возникла сегодня, в её пресс-релизах мы прочитали бы о проекте-коллаборации, цель которого — создание ультимативного стиля, способного обеспечить нужды архитектуры, графического и предметного дизайна, моды и искусства. Ключом к этому универсальному визуальному языку должна была стать абстракция — художественный прием, который изучал и практиковал Мондриан.


Тео ван Дусбург, "Игроки в карты" (1916-17).

Свою систему Мондриан обозначил термином "неопластицизм", "новое пластическое искусство". В ее основе — строгие ограничения в отношении цвета и формы. Мондриан сузил цветовую палитру до трех основных цветов спектра: красного, желтого и синего, и трех фоновых цветов: черного, серого, белого. Формообразование ограничивалось прямыми линиями, которые могли пересекаться только под прямым углом.


Тео ван Дусбург, Counter Composition XIII (1925).

Пит Мондриан, Композиция с Черным, Красным, Серым, Желтым, Синим (1919-20).

Приверженцы Де Стейл считали, что подход Мондриана позволит достичь "универсальной красоты" и активно применяли его к разным сферам деятельности. Свои выставки они превращали в трехмерные инсталляции, покрывая геометрическими фигурами потолки и стены. Так, на выставке художника Вильмоша Хусара и архитектора Геррита Ритвельда в Берлине (1923) зал с экспозицией выглядел, как готовый интерьер. Специально для него Ривельд придумал особые асимметричные стулья.

Подобным образом неопластицисты оформляли и настоящие интерьеры. Так, комнаты в доме Корнелиса Брёйнзела в Ворбурге, построенном архитектором Питом Клархамером 1919–1920 годах, напоминает абстрактное полотно с множеством ярких, цветных деталей. За цветовое решение в нем отвечал художник Вильмош Хусар.


Вильмош Хусар, Геррит Ритвельд. Макет пространственной композиции на Большой художественной выставке в Берлине. 1923. Реконструкция 1983 г. / Constructing a New World: Theo van Doesburg & the Unternational Avant-Garde. London, Tate publishing, 2009. С. 192.

Основатель группы и ее главный идеолог Тео ван Дусбург был не только художником: он создавал мебель и проектировал интерьеры. Совместно с Корнелисом ван Эстереном ван Дусбург построил коттедж ван Зессен в Алблассердаме, оригинальный дом-компромисс с традиционной голландской кирпичной кладкой, эффектно контрастирующей со ставнями, рамами, дверными коробками и другими архитектурными деталями ярких основных цветов. Архитектура здесь играет вспомогательную роль: она лишь предоставляет поверхности, на которых художник разворачивает трёхмерную абстрактную композицию.


Тео ван Дусбург.

Еще более масштабным проектом ван Дусбурга стал интерьер кафе "Обетт" (Café L’Aubette) в Страсбурге (1926). Здесь художник воплотил свою революционную для неопластицизма идею о принципиальной роли диагональной линии в композиции, которая стала причиной ухода Мондриана из группы двумя годами ранее. В зале для кинопросмотров двусветное пространство с высокими потолками и узкими прямоугольными окнами приобретает драматизм благодаря абстрактным стеновым панелям в в виде повернутых на 45 градусов квадратов и прямоугольников.

Но главным архитектурным сооружением в истории Де Стейл остается особняк вдовы Трюсс Шрёдер в Утрехте, созданный Герритом Ритвельдом совместно с хозяйкой. Трюсс Шрёдер была глубоко увлечена авангардным искусством и архитектурой и четко понимала, в каком доме хотела жить. Ей виделась новаторская постройка, спроектированная по принципам неопластицизма и похожая на трехмерную версию одного из полотен Мондриана. В процессе работы между Ритвельдом и Шрёдер завязались отношения, что позволило архитектору дать волю фантазии, ведь дом он строил в том числе и для себя.


Дом Шрёдер в Утрехте по проекту Геррита Ритвельда.

Дом Шрёдер в Утрехте по проекту Геррита Ритвельда.

Здание отличается динамизмом: как внутри, так и снаружи. Его асимметричные фасады напоминают сложные коллажи с яркими элементами красного, синего и желтого цвета. Благодаря строгой и логичной системе, на которой основана абстрактная композиция особняка, он не просто эффектно выглядит, но и выигрывает в функциональности.

В доме достаточно балконов и козырьков, а также отличный приток естественного света. Серия раздвижных и вращающихся перегородок внутри здания позволяет по-разному использовать пространство, зонируя его в зависимости от потребностей. Дом Трюсс Шрёдер — один из первых примеров практичности и удобства, свойственных модернистской архитектуре.


Дом Шрёдер в Утрехте по проекту Геррита Ритвельда.

C его талантом воплощать принципы Де Стейл в трехмерных объектах Ритвельд стал главным мебельным дизайнером группы, хотя кроме него предметы обстановки создавали и другие архитекторы и художники: Пит Клархамер, Пит Зварт (совместно с Вильмошем Хусаром), Ян Вилс. Ритвельд стал автором "визитной карточки" движения — стула Red and Blue Chair, спроектированного в год основания группы. О том, что перед нами не просто стул, но концептуальный объект, говорит и четверостишие из стихотворения Кристиана Моргенштерна, напечатанное на обратной стороне сидения:

"Когда я сижу, я не желаю

Сидеть так, как требует моя Сидящая Плоть,

Но так, как сидел бы мой Сидящий Дух,

Если бы он смог сделать стул для себя"


Стул Red and Blue, Геррит Ритвельд.

Экспериментальный стул, "составленный" исключительно из элементов с прямыми углами, был сначала изготовлен архитектором из натурального дерева, а в начале 1920-х годов по совету коллеги Барта ван дер Лекка перекрашен с использованием основных цветов спектра и черного. Для Ритвельда он был в первую очередь предметным воплощением теории неопластицизма, скульптурным выражением идеи.


Геррит Ритвельд.

Ритвельд проектировал и другую мебель: в основном для своих архитектурных проектов и инсталляций — ее производил для него утрехтский плотник Герард ван дер Грунекан. Редкие вещи, предназначенные для розничной продажи, он делал по заказу сети универмагов "Метц", владельцы которой активно поддерживали движение Де Стейл. Так, художник Барт ван дер Лекк создал для рекламы "Метц" специфический шрифт и вывески, архитектор Якобс Ауд проектировал мебель для бренда Gispen, продававшегося там же.


Комод по проекту Геррита Ритвельда.

После смерти Тео ван Дусбурга в 1931 году группа прекратила свое существование, но дело её было живо. Движение не просто заложило основы голландского модернизма — оно оказало влияние на советский конструктивизм и немецкий Баухауз. Этот яркий художественный эксперимент по эстетическому самоограничению показал авангардистам начала XX века, что самые смелые теоретические идеи можно и нужно воплощать в полотна, дома, стулья и журнальные страницы.


Пит Мондриан, "Композиция в цвете B"(1917).

Стул Zig Zag по проекту Геррита Ритвельда.Фото: Getty Images, Alamy/ТАСС, Shutterstock


admin

Нет описания. Пожалуйста, обновите свой профиль.