Гений цвета Луис Барраган: биография и лучшие проекты архитектора

Запись от:admin Опубликовано:Мар 10,2020

9 марта — день рождения архитектора Луиса Баррагана, работы которого значительно опережали свое время. Вспоминаем историю жизни и лучшие проекты легендарного гения цвета.

АрхитектураЕкатерина Карпухина, 4 часа назадhttps://www.admagazine.ruAD MagazineЕкатерина Карпухина

Луис Барраган родился в 1902 году в мексиканском городе Гвадалахара. Он вырос в богатой консервативной семье: был страстным наездником, обожал лошадей и уже ребенком стал замечать красивую игру теней и то, как менялись цвета на закате.

Луис изучал инженерные науки, а после студенчества отправился в путешествие по Европе в поисках вдохновения. Но все равно вернулся в родную Мексику и все свои легендарные сооружения построил именно там.


Архитектор Луис Барраган.

В первое время Луис вместе со своим братом занимался в Гвадалахаре проектированием жилых домов для богатых семей, за счет чего получил известность в городе. А спустя пару лет переехал в столицу в поисках лучшей работы.


Дом Жиларди в Мехико. Фото: Spencer Wells.

Стиль Баррагана формировался под влиянием и Ле Корбюзье, и мексиканской живописи, и марокканской архитектуры, и даже религии. От легендарного Корбюзье Луис перенял лаконизм линий, от художников — яркие цвета, от строителей — выразительную силу простой цементной стены и любовь к дворам-колодцам. А католицизм научил Луиса самоотречению — большинство его зданий были окружены безликими фасадами, которые охраняли скромные, но одновременно роскошные интерьеры.


Собственный дом Луиса Баррагана в Мехико (1948). Фото: Christian Schaulin.

Барраган не любил окна, что разительно отличало его работы от архитектуры Корбюзье, который ввел моду на ленточное остекление. Луис считал, что в мексиканском жарком климате они вовсе не нужны, но те немногочисленные он располагал в точно выверенных местах. Он воспринимал их как произведение искусства, своеобразную картину, хотя на первый взгляд кажется, что миниатюрные окна врезаны в стены абсолютно хаотично. Например, в его собственном доме они расположены таким образом, что густые ветки деревьев упираются в них, создавая впечатление, что находишься в саду. Барраган вообще считал, что архитекторы должны превращать “дома в сады и сады в дома”.


Дом-студия Луиса Баррагана.

“Я верю, что любое произведение искусства достигает совершенства, если передает ощущение тишины, радости и спокойствия”, — говорил Барраган. А еще он утверждал, что в каждом доме также должны быть вера, миф, красота, одиночество, наслаждение, смерть, сад и вода. Несмотря на то что большинство из этих понятий абстрактные, Луис нашел каждому из них зримое воплощение.

В 1980 году Луис Барраган стал вторым в истории лауреатом Притцкеровской премии, то есть официально признанным гением.

Проекты Луиса Баррагана
Дом-студия Луиса Баррагана (1948)

Дом Луиса Баррагана — образец модернистcкой архитектуры и минимализма. В нем архитектор жил вплоть до своей смерти, а затем здание было превращено в музей и получило статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Бетонное двухэтажное сооружение построено в мексиканском стиле: шероховатые стены фасада по цвету и структуре напоминают стены соседних построек. Но безликий фасад скрывает настоящий оазис — с роскошным садом и яркими цветами.


Фото: Spencer Wells.

Заходя в дом, гости попадают в залитую ярко-розовым светом прихожую — кажется, что она вся выкрашена в этот цвет, хотя на самом деле часть стен белая. А над лестницей висит желтый холст — тоже иллюзия: она создает ощущение, что это окно, в котором всегда солнечно.


Фото: Spencer Wells.

Каждое пространство имеет свою запоминающуюся деталь: либо окно необычной формы, либо скульптура, либо цвет стен. Кроме того, Барраган много внимания уделял работе со светом. Практически везде он естественный либо рассеянный из небольших настольных ламп — верхний свет есть лишь в одном помещении, да и то потому что лампа была подарена его другом.


Фото: Spencer Wells.Дом Антонио Галвеса (1955)

Дом, который Барраган построил для Антонио Галвеса, — квинтэссенция его архитектурного стиля. Вход обозначен розовым цветом, настолько ярким и резким, что во всем здании даже на белых стенах лежат розовые тени. Композиция дома проста и напоминает марокканский риад: глухие стены, скупо обставленные комнаты, все “собирается” вокруг небольшого патио с бассейном. Функциональной пользы от него нет, но ведь вода обязательно должна быть в каждом доме — это то место, где можно отдохнуть и поразмышлять о жизни.


Фото: Йоханнес Мюллер.

На снимках кажется, что весь дом — это огромное медитативное место. Но пустота и тишина царили здесь только на фотографиях — у Галвеса было семеро детей, и архитектор это учитывал. А еще говорил, что дом делают Домом люди.


Фото: Йоханнес Мюллер.

Фото: Йоханнес Мюллер.

Фото: Йоханнес Мюллер.Инсталляция Torres de Satélite в Наукалпане (1958)

В 1957 году был основан город-спутник Мехико — Сьюдад-Сателите, и мексиканский градостроитель Марио Пани предложил Баррагану спроектировать своеобразный символ входа в новый город. Архитектор пригласил к участию в проекте своих друзей: скульптора Матиаса Герица и художника Хесуса Рейеса Феррейру. Результатом стала масштабная инсталляция в виде разноцветных башен (самая высокая достигала 52 м, самая низкая — 30 м).


Cкульптура Torres de Satélite в северной части Мехико.Дом Жиларди в Мехико (1975–1977)

Дом Жиларди Луис Барраган спроектировал для владельцев рекламного агентства Панчо Жиларди и Мартина Луке. Здание задумывалось не только как жилье, но и как помещения для работы, поэтому было разделено на две зоны. Основную часть отделяет внутренний дворик со старым деревом жакарандой, которое росло тут еще до строительства. Как и во многих проектах, цвет играет здесь важную роль, а смелые оттенки вдохновлены картинами художника Хесуса Рейеса Феррейры.


Фото: Spencer Wells.

Фото: Spencer Wells.Фото: Spencer Wells, Christian Schaulin, Йоханнес Мюллер; Mauritius images / Alamy Stock Photo; Getty Images; архив прес-службы


admin

Нет описания. Пожалуйста, обновите свой профиль.