Гений места: театр Олимпико по проекту Андреа Палладио в Виченце

Запись от:admin Опубликовано:Мар 4,2020

Рассказываем историю Олимпико — первого крытого театра в Европе.

АрхитектураМарина Юшкевич, 3 Марта 2020https://www.admagazine.ruAD MagazineМарина Юшкевич

Театр Олимпико в Виченце, выстроенный по проекту Андреа Палладио, выглядит неожиданно и величественным, и хрупким одновременно. Величественным за счет архитектуры, скульптуры и убегающей вдаль перспективы несменяемых декораций, хрупким — потому что полностью сделан из дерева и штукатурки и в общем-то чудом сохранился до наших дней, единственный из всех ренессансных театров.

Театр расположен в Виченце, городе Палладио, застроенном палаццо и виллами, ставшими эталоном для многих последующих веков. При этом один из самых изящных театров мира прячется за толстой крепостной стеной, увитой вечнозеленым плющом: грубоватый фасад и узкие переходы никак не подготавливают к тому легкому и сложному пространству, что распахивается внутри.

Театр был заказан академией Олимпико, одним из художественно-образовательным сообществ, популярных в эпоху Возрождения, члены которых посвящали свое время мудрым дебатам о математике и искусстве, музыке и медицине, а заодно наслаждались театральными представлениями. Палладио и сам был одним из членов академии, для которой создал проект театра, придерживаясь античных канонов, описанных у Витрувия: зрительный зал, распределение мест, сцена, сценический портал, перспективные коридоры, создающие эффект глубины сцены — все это он выстроил по законам и правилам, заимствованным из римских театральных построек.

Отцы города выделили под театр место внутри старой крепости, которая до того побывала и тюрьмой, и пороховым складом. Из-за тесноты пространства Палладио был вынужден внести коррективы в эталонные пропорции “от Витрувия” и придать своему амфитеатру форму не полусферы, как у древних, а эллипса: получилось, что убегающий ступенями вверх зрительный зал словно обнимает орхестру. Эффект ничуть не хуже, чем в античности, а мест получилось больше.

Сзади зрительный зал окружен колоннадой с многочисленными статуями. Она придает ему замечательную репрезентативность, парадность и к тому же маскирует его “неправильную” форму. Среди статуй древнеримских героев и поэтов вплетены и портретные скульптуры знатных жителей Виченцы. Так, способом, не потерявшим актуальность до сих пор, академия взялась привлечь, а затем отблагодарить спонсоров строительства. Среди них много знакомых имен заказчиков Палладио, для которых он строил виллы окрест Виченцы: да Порто, Триссино, Вальморана и других.

Театр Палладио закончить не успел: его строительство началось в марте 1580-го, а 19 августа этого же года архитектор умер. Работа перешла к сыну Палладио Силле и ученику Скамоцци, закончившему его в 1584 году.

К этому времени недостроенными оставались сцена и портал, поэтому их принято считать совместной работой Палладио и последователей. Позади сцена ограничена стеной, представляющей собой богато проработанный фасад то ли дворца, то ли триумфальной арки. И в античные, и в ренессансные времена еще не использовали временные декорации и занавесы, они появятся позже — в барокко с его любовью к спецэффектам.

Удачно высчитанные пропорции центрального проема и уходящих в перспективу домов создают впечатление, что центральная арка просто гигантских размеров, а улицы тянутся на приличное расстояние. Перед зрителем словно распахивается панорама большого фрагмента города: это фантазия на тему древних Фив, а первой постановкой в театре был “Царь Эдип”. В такой статичности есть своя прелесть: в театре уже более 430 лет ставят самые разные постановки на фоне несменных декораций, ставших самыми старинными в мире.

Общее помещение, включающее зрительный зал и сцену, перекрыто плоским потолком, расписанным розовеющим то ли от рассвета, то ли от заката небом с рваными облаками, удивительно благостным и легким на контрасте с распространившимися барочными росписями с сонмами фигур в развевающихся одеждах. Потолок — своего рода напоминание о том, что до этого момента все театры мира были открытыми, прямо под небом, а Олимпико стал новым словом в архитектуре.

Театр, хоть и стал музеем, но до сих пор используется по прямому назначению, хотя и с ограничениями: в рассчитанный примерно на тысячу человек зал сегодня пускают максимум 470 зрителей. Чтобы не повредить хрупкие деревянные декорации и скульптуры, даже при реставрации 1980-х годов в зал не провели ни отопления, ни кондиционирования, поэтому зимой и летом здесь почти не проводят мероприятия (то холодно, то жарко), зато каждую весну проходят “Музыкальные недели в театре Олимпико” и “Звуки Олимпико”, а осенью — “Циклы классических спектаклей”.

В дни спектаклей рядом с театром обязательно дежурит пожарная машина. Возможно, не очень удобно с точки зрения города, но посмотреть концерт в аутентичном ренессансном обрамлении, не испорченном никакими нововведениями, — бесценно.

Фото: Getty Images, East News, Alamy/ТАСС


admin

Нет описания. Пожалуйста, обновите свой профиль.