Вторая жизнь Воспитательного дома: история крупнейшего архитектурного ансамбля Москвы дореволюционного периода

Запись от:admin Опубликовано:Дек 27,2019

Рассказываем об одном из самых значительных московских памятников раннего классицизма и показываем эксклюзивные фотографии интерьеров здания, которое на протяжении 80 лет было закрытым объектом.

Архитектура6 часов назад, обновлено 26 Декабря 2019https://www.admagazine.ruAD Magazine

255 лет назад на набережной Москвы-реки в самом сердце столицы состоялась закладка первого камня Воспитательного дома, учрежденного по благословению Екатерины II. Именно тогда началась история здания, которое переживет пожар 1812 года, революции начала XX века, Великую Отечественную войну и перестройку — здания, которое стоит у всех на виду, но таит в себе много загадок. Его судьбу творили сотни людей разных эпох, профессий, социальных классов, и в результате за два с лишним века комплекс сооружений изменился до неузнаваемости.

Сегодня проектом реставрации Воспитательного дома занимается управляющая компания Visor Development, которая делает все для того, чтобы сохранить этот уникальный ансамбль и открыть его широкой публике. В нашем лонгриде мы расскажем об удивительной истории московского Воспитательного дома, архитекторах, сыгравших в ней не последнюю роль, и подготовке к реставрационным работам, которые станут началом новой жизни здания.


XVIII век

Инициатором создания Воспитательного дома стал Иван Иванович Бецкой — один из самых прогрессивных просветителей своего времени, который уделял много внимания реформированию учебных заведений и поддержке сирот. Строительством на первом этапе руководил архитектор Карл Бланк: работы велись по проекту, подготовленному в Петербурге (не случайно выходящий на набережную главный корпус выглядит очень “по-питерски” и напоминает величественные дворцы на Неве). Строгие фасады в классицистическом стиле выполнил знаменитый Матвей Казаков, во многом сформировавший облик допожарной Москвы.


XIX век

Окончательное планировочное решение комплекса строений сложилось только к середине XIX века: план, составленный архитектором Александром Жилярди, включал в себя 18 пунктов. На огромной территории разместили не только сам приют для сирот, но и другие социальные учреждения: среди них стоит выделить родильные госпитали и “повивальный институт” (сюда могли обратиться женщины, попавшие в сложную жизненную ситуацию). В 1853 году прошла очередная реконструкция комплекса, за которую взялся архитектор Михаил Быковский: поток рожениц и больных стал настолько велик, что госпитали уже не вмещали всех пациентов. Их перевели в более просторное помещение, а в освободившихся постройках разместили жилые квартиры и казармы.

Стоит отметить, что назначение различных построек ансамбля регулярно менялось: так, Повивальный институт в конце XIX века переоборудовали в Женское профессиональное училище для сирот, а лабазы (небольшие хозяйственные сооружения) начали использовать как жилье для рабочих: неуютные сырые помещения тогда называли “тужиловками”.

К XIX веку относится создание одного из главных украшений комплекса: чугунной ограды с каменными пилонами-сторожками. До нас она дошла не в лучшем состоянии: многие декоративные элементы были заменены на металлические или вовсе утеряны. В этом году специалисты под руководством архитектурно-реставрационной мастерской “Фаросъ” расчистили все поверхности от поздних слоев краски и ржавчины и вернули первоначальный облик сторожкам-пилонам. Одной из первых задач Visor Development станет восстановление около 530 утерянных деталей живописной ограды.


XX век и наше время

Пожалуй, самые серьезные изменения интерьеры Воспитательного дома претерпели в XX веке. В 1920-х годах на месте снесенного корпуса лабазов возвели новую ограду с круглыми каменными столбами. Сейчас специалисты занимаются и ее восстановлением.

Борис Савин, руководитель “архитектурно-реставрационной мастерской "Фаросъ"”:

“В границах сегодняшней территории Воспитательного дома расположено 96 столбов — опорных элементов ограды, созданной в начале XX века. В их основе находятся двутавровые металлические швеллеры, на которых и держится бетонный конструктив. Столбы венчают капители и шары. К сожалению, до наших дней не дошло ни одного полностью сохраненного столба: 134 элемента были повреждены, 58 элементов вовсе утрачены. Мы восстановили, загрунтовали и покрасили все столбы, а также восстановили нижнюю геометрию ограды XX века. За почти вековую историю использования большая часть секций ограды просто сгнила. Мы снимаем примерно по 5-6 секций и увозим в мастерскую, где достаем прутья, очищаем их от слоев краски, обрабатываем защитным слоем против ржавчины, покрываем специальной краской и устанавливаем обратно. Потом каждая секция доставляется на территорию Воспитательного дома и возвращается на свое место”.

В 1928 году его реконструировали в стилистике модерна под руководством Иллариона Иванова-Шица, вдохновлявшегося венским Сецессионом: особого внимания заслуживает переделка двусветной церкви в актовый зал, который сохранил свое убранство практически в неизменном виде.


+1

Через десять лет после этой реконструкции комплекс зданий передали в управление Военной академии имени Дзержинского, и в интерьерах сохранилось достаточно много “отличительных признаков” советского ведомственного учебного заведения — это, например, характерные мозаики и барельефы.

Прямо сейчас в зданиях архитектурного комплекса ведут научно-исследовательские и изыскательные работы — это необходимый этап подготовки к основной реставрации. Специалисты вскрывают многочисленные поздние советские и постсоветские конструкции, открывают первоначальные проемы и своды, восстанавливая таким образом оригинальную планировочную композицию, и вывозят мусор.

Борис Савин, руководитель “архитектурно-реставрационной мастерской "Фаросъ"”:

“Первая серьезная перепланировка произошла после революции, когда здание отдали профсоюзам. Вторую модернизацию Московского воспитательного дома осуществили после 1938 года: тогда территория была закрыта для доступа как общественности, так и профессиональных экспертов. Наша задача — выявить исторические конструкции здания. Для этого нам приходится вскрывать обшивку и штукатурку стен, линолеум, гипсокартонные конструкции (исключительно позднего советского и постсоветского периода). Например, мы обнаружили, что на первом этаже главного дома полы были залиты асфальтом: он, конечно же, будет убран”.

Официальное разрешение на эти работы выдал Департамент культурного наследия Москвы, он же тщательно контролирует все действия мастерской и управляющей компании. Следующий шаг — согласование с Мосгорнаследием проекта реставрации, который собственник должен выслать до конца этого года. Глава департамента Алексей Емельянов подчеркнул, что исторические внешние и внутренние конструкции не подвергаются никаким изменениям, а также отметил, что на месте работают археологи, фиксирующие все значимые находки.

Василий Осипов, Visor Development:

“При исследовании помещений бывшего Воспитательного дома специалисты мастерской “Фаросъ” выявили, что практически все помещения оказались перестроены. Анфиладные залы “нарезали” на маленькие помещения с большим количеством перегородок, которые были сделаны из деревянных и гипсокартонных конструкций в поздний советский и постсоветский периоды”.

Чтобы оценить состояние исторических конструкций здания, эксперты из мастерской “Фаросъ” изучают состояние кладок — особенно в местах стыков наружных и внутренних стен и потолков. Для этого они вскрывают обшивку стен и гипсокартонные конструкции исключительно советского и постсоветского периода. Важно то, что все выводы о времени возникновения перегородок и обшивки делают на основании профессиональной экспертизы мастерской: исторические конструкции (среди них чугунные лестничные марши и актовый зал) законсервированы до утверждения плана реставрации.

Реставрация архитектурного ансамбля должна занять пять лет, а важнейшим ее итогом станет открытие Воспитательного дома для посетителей: впервые с 1938 года территория комплекса станет публичной, а значительная часть построек будет доступна для изучения.


Фото: Архив пресс-службы.


admin

Нет описания. Пожалуйста, обновите свой профиль.